~/~/~Усть-Инза~\~\~

В Пензенской губернии, есть такое с. Усть-Инза . Существует несколько преданий появления нашего села, одно из них гласит так.

Жители Югар Street.


В XVI в. По указу Ивана Грозного были выселены на наши земли 3 семьи: из них 2 семьи татар, которые поселились около озера и 1 семьи русских стрельцов, которые поселились выше на суше около реки. Они должны были нести дозор и не давать возможности уйти татарским семьям.
Поселение это получило название «Кулышино». Жизнь шла своим чередом, семьи разрастались, дети подрастали, создавали свои семьи, им нужно было строиться и жить своей жизнью. Вокруг стояли дремучие леса, но люди потихоньку продвигались в лес строили свои дома, распахивали земли создавали свои хозяйства.
Семья стрельцов тоже росла, они образовали свой порядок, который как вы знаете, так и называется «Русский порядок».
По мере утверждения в Пензенском крае русской государственности московские цари жаловали татарских мужей и князей землями.
В XVI-XVII в. на территории нынешней пензенской области появляется целый ряд вотчин и поместий известных дворянских фамилий: Кучушевых, Акчуриных, Акинфовых, Шеншиных.

Русский порядок.


Их владения были очень велики иногда на десятки верст. Материалы генерального межевания, проводившегося в Пензенской губернии с 1782 г. до конца столетия, рисуют такой облик пензенских имений Акинфовых, основным из которых было с.Чирково (Сура) Городищенского уезда. К этому времени с.Кулышино стало называться деревней Усть-Инза и значилась дачей Акинфовых: пашни - 177 дес. 1326 саж., лесу - 2437 дес. 1191 саж., неудобных мест – 28 дес. 870 саж., всего 2643 дес. 987 саж. Вместе с с.Павловкой.
Вдова Екатерина Васильевна Акинфова выходит (не позднее 1827 г.) за бригадира Александра Матвеевича Шеншина, так появились Шеншины в Пензенской губернии. После смерти отца именьем стал править сын Владимир Александрович (1814-1873г.), потом правил сын Владимира, Иван Владимирович. После Шеншиных правлением занялись Сабуровы.
На р.Инзе стояла мучная мельница, кузница, лесопильня, а также на р.Парме. В кузнице работал отец Калашникова Николая Ивановича (1915г.р.), в н. время Николай Иванович был продолжателем рода кузнецов, проработав до85 лет на местной кузнице.
Выгодное расположение поселения вызывало прилив русского ровно как и татарского населения.
Традиционно татары занимались хлебопашеством и животноводством, а многие увлекались ремеслами: обработкой шерсти, кожевенном делом, изготовлением обуви.
Татарское поселение вполне мирно уживалось с исконным поселением Пензенского края. Русские, татары, мордва-это были простые люди, труженики, чьими руками создавалась материальная культура Пензенского края.
Здесь не было никакой необходимости воевать друг с другом. С тех пор и до нашего времени прекрасно уживаются русские и татары, создаются смешанные семьи, отмечаются праздники как христианские, так и мусульманские.

Школа.


В конце XIX века бывшее поселение «Кулышино» ставшее к этому времени с.Усть-Инза, насчитывало 600 дворов, в селе действовало 2 мечети.
Со слов Умяровой Мявжуди Кантимировны (1909г.р.). На Югар Street стояла мечеть (которой было более 100 лет), напротив мечети по другую сторону р.Пармы жил мулла Шафеев Атаулла с женой и двумя дочерями. Мулла читал молитвы в мечети, топил ее. В его доме собирались ученики со всей деревни (20 учеников), учили их его дочери арабскому алфавиту. Ученики писали на грифельных досках.
Вначале была школа семилетка, когда детей стало мало, стали учится только до 4 класса, а с5-го ходили в соседнее с.Сура.

Учителя. Слева на право: Чукрякова Рахимя Симгатуловна, Шафеева Амиля Абдахмановна, Комендантов Станислав Борисович, Аитова Мявжудя Ксеиновна, Азяева Мявжудя Юсиповна


Учителя, которые учили детей нашего села:
1. Шафеев Атаулла – мулла;
2. Шафеев Усман Атаулович – его сын 1890 г.р.;
3. Шафеева Амиля Абдахмановна – его жена учила до 1932г.;
4. Аитова Мявжудя Ксеиновна – 1905г.р. учила с 1932г. Вначале преподавала по Корану, учила до призывного возраста;
5. Чукрякова Рахимя Симгатуловна – 1924г.р. Ее первой учительницой была Аитова Мявжудя Ксеиновна. Окончила 7 кл. в Суре, училась в Ульяновском педучилище. С 1941г. Стала преподавать в нашем селе;
6. Азяева Мявжудя Юсиповна – 1924г.р. окончила 10 кл. учила по русскому. С 1970г. стали учить на русском языке;
7. Челухин Петр Иванович – был учителем и директором школы после Аитокой М.К;
8. Полуэктова Евгения Федоровна – была эвакуирована, во время войны была директором школы;
9. Титова Мария Михайловна;
10. Стрельцова Мария Федоровна;
11. . Комендантов Станислав Борисович – директор и учитель.

Ученики 50-х г.


В 1953г. В нашем селе не было клуба, а была изба читальня, которой заведовал Мусаткин А.И., избы читальни занимали дома раскулаченных хозяев. В одной половине вначале была библиотека и совет, в другой размещался клуб. Вместо стульев были скамейки.
В то время фильмы показывали один раз в неделю, показывал Кукуев. В 1960г. библиотеку и совет перенесли в другое место(где сейчас живет Адушкин), а этот подвал оставили под клуб. Им вначале заведовал Азяев, Андриякина. Затем зав. клубом был Амеев. В клуб ходили в основном одни парни, танцвали и плясали под гармонь.


Окончив курсы на киномеханика Амеев стал показывать фильмы. К подвалу была пристроена кинобудка, зав. клубом стала Сафарова Р.
В 1968г. Был пристроен новый клуб, зав. клубом осталась Сафарова Р. В 1976г. ее сменила Абдрюшева Г.М., недолго поработав ее, сменила в мае 1976г. Амеева Г.А. После зав. клубами были: Мартышкина Ф., Шаипова М., Бидямшин Р., Апаркина А.К., и с 1 апреля 2000г. клуб приняла Чебалкина В.А.



Благодарим Чебалкину В. А. за предоставленную информацию.


by Югар Street
Используются технологии uCoz